Thread Rating:
  • 6 Vote(s) - 3.83 Average
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Старейший в мире международный турнир культуризма "Янтарный приз"
ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО «ЯНТАРНОМУ ПРИЗУ» 1978 Г.?
До запрета культуризма в 1973 году, в С.С.С.Р. и других социалистических странах прошли международные соревнования. Социалистические культуристы общались между собой и участвовали в турнирах у друг друга. До запрета в Российской Федерации (Р.С.Ф.С.Р.) состоялись два чемпионата СССР („U.S.S.R. Bodybuilding Championship“, 1971, 1972 г.). в Эстонской С.С.С.Р. прошли два «Мемориала Георга Тенно» („Georg tenno memorial“, 1971, 1972 г., Талин), а в Литовской ССР три международных турнира «Янтарный приз» („Gintarinis prizas“, „Amber Prix International“, 1968, 1969, 1970 г., Клайпеда). Так же соревнования были организованы в литовских городах Вильнюсе и Каунасе.
В первые годы запрета культуризма эстонцы под руководством ИННАРА МАРДО (Innar Mardo, 1946 - 2002 г.) сумели убедить своё правительство, что на основе исторических традиций культуризм является «национальным видом спорта». Чехословаки, под руководством президента национальной федерации культуризма Чехословацкой ССР ВОЙТЕХА ФИАЛЫ (Vojtech Fiala), «спрятали» культуризм за силовыми упражнениями. Так чехословакам и эстонцам, несмотря на запрет, разрешили проводить соревнования.
Несмотря на выше сказанное, жёсткое преследование культуризма было повсеместно и в 1973 и 1975 году «Мемориал Георга Тенно» не проводился. Сразу после запрета культуризма в 1973 году Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС (DSc. Edmundas Daubaras) в подвале старой Клайпедской тюрьмы организовал соревнования по культуризму. После трёхлетнего перерыва, «Янтарный приз» в 1974 году Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС провёл в бомбоубежище Клайпедского морского торгового порта. В 1975 и в 1976 году «Янтарный приз» проводился без зрителей на фоне силовых упражнений. Похожая ситуация была и в Каунасе, где в 1976 году состоялся подпольный турнир. В 1977 году в городке Кедайняй в скромной «качалке» состоялся международный турнир.
В 1976 году россияне в г. Калинине (теперь Тверь) провели «подпольный» международный турнир, который тоже состоялся без зрителей в скромной «качалке».
Запрет спорта «душил» культуристов, поэтому надо было что то делать. В защиту культуризма Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС ещё в 1975 году начал переписку с Министерством спорта С.С.С.Р. (Госкомспорт С.С.С.Р., U.S.S.R. Ministry of Sport, U.S.S.R. Goskomsport) и центральной советской прессой. Несколько лет длившаяся инициатива Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА в 1977 году завершилась его личной петицией в Центральный Комитет Коммунистической партии С.С.С.Р. (Central Committee of the Communist Party of the U.S.S.R.) и Совет Министров С.С.С.Р. (Ministry Council of the U.S.S.R.). Копии петиции  Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС привёз в Госкомспорт С.С.С.Р. и в редакции газет «Правда» („Pravda“), «Известия» („Izvestija“) и «Советский спорт» („Sovetskij Sport“). Ни один из известных руководителей и организаторов культуризма С.С.С.Р. не поддержали Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА – боялись преследования.
СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗАПРЕТУ КУЛЬТУРИЗМА.
Основной причиной политического запрета культуризма в С.С.С.Р. и социалистических странах было то, что это был «западный « вид спорта. Это был чуждый спорт с точки зрения «коммунистической морали». В 1975 году, не имея никакой поддержки от соратников в борьбе с запретом культуризма, Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС (DSc. Edmundas Daubaras) пошёл «своим» путём. Только что вернувшись из поездки в Чехословацкую ССР, он был под большим впечатлением от встреч с чехословацкими культуристами. Как так может быть – они процветают, а нас «душат»? В то время между университетами социалистических стран проходил обмен студентами и в то время студент филологического факультета Вильнюсского университета, сейчас Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС,  вытянул «счастливую карту».
После запрета культуризма в 1973 году, центральная советская пресса публиковала злостные статьи о культуризме и культуристах. Чаще всего в газете «Советский спорт» писал журналист ДМИТРИЙ ИВАНОВ (Dmitrij Ivanov). Бывший тяжёлоатлет, он десяти годами ранее в прессе пропагандировал культуризм, как нечто положительное. Под влиянием политической позиции Госкомспорта С.С.С.Р. всё сразу изменилось. Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС  обратился к редактору упомянутой газеты с просьбой получения контактов ДМИТРИЯ ИВАНОВА для переписки. Переписка в защиту культуризма, относительно продолжительная, началась. Надеясь на поддержку, Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС копии своих писем направлял во В.Н.И.И.Ф.К. (Всесоюзный научно исследовательский институт физической культуры). Несколько лет В.Н.И.И.Ф.К. занимался теоретическим обоснованием культуризма, однако смог «родить» только советское название культуризма  - «атлетическая гимнастика». Несомненно, в своей переписке Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС придерживался обязательного приличия.
В годы запрета спорта в социалистическом мире существовали только два светлых «маяка»  - Чехословацкая ССР и Эстонская ССР. Под руководством ИНАРА МАРДО (Innar Mardo, 1946 – 2002 г.) эстонцы внушили своему правительству, что на основе традиций культуризм является национальным видом спорта. Чехословаки, основываясь на с 1959 года в социалистических странах существовавших традиций международной федерации Ф.И.Х.Ц. (F.I.H.C.), культуристическую часть оценки тела надолго спрятали за силовые упражнения.
Как мы упоминали выше, в 1975 году  Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС посетил Чехословацкую ССР. Состоялись ряд встреч с ВОЙТЕХОМ ФИАЛОЙ (Vojtech Fiala), президентом Национальной федерации культуризма Чехословацкой ССР. Культуристы Ч.С.С.Р. тогда были «на взлёте», поэтому у них можно было многому поучиться.
Штаб квартира Национальной федерации культуризма Ч.С.С.Р. находилась в Праге в здании министерства спорта Ч.С.С.Р. (Č.S.T.V., Československy Svaz Telesne Vychovi). ВОЙТЕХ ФИАЛА представил Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА руководству министерства и познакомил с секретарём федерации ПЕТЕРОМ ТЛАПАКОМ (Peter Tlapak), который в 1976 году победил в чемпионате Европы И.Ф.Б.Б..
ВОЙТЕХ ФИАЛА организовал поездку Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА в пригород Праги, где жил и тренировался ПЕТЕР СТАХ (peter Stach). ПЕТЕР СТАХ только что с ВОЙТЕХОМ ФИАЛОЙ вернулись из чемпионата Европы И.Ф.Б.Б. 1975 года, где ПЕТЕР СТАХ стал абсолютным чемпионом. Чемпион рассказал Др. ЭДМУНДАСУ ДАУБАРАСУ о подготовке к чемпионату, на тренировке демонстрировал упражнения и показал «чемпионскую» произвольную программу.
По приглашению чехословаков в 1977 году  Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС дважды посетил Чехословацкую ССР. ВОЙТЕХ ФИАЛА организовал поездку в горы в Национальный Олимпийский Центр (National Olympic Centre). В то время за государственный счёт в этом центре тренировалась и готовилась к международным соревнованиям национальная сборная Ч.С.С.Р. по культуризму. С тренерами и членами сборной побеседовали, обменялись мнениями.
В то же время в г. Брно организатор культуризма профессор ФРАНТИШЕК БУЛЬВА (Professor Frantisek Bulva) организовал два собрания совета Национальной федерации культуризма Чехословацкой ССР. По настоянию ВОЙТЕХА ФИАЛЫ в обеих собраниях принял участие Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС. Собравшиеся рассказали о делах федерации и выслушали гостя по вопросам С.С.С.Р.. Обсуждался вопрос о возможных совместных соревнованиях Ч.С.С.Р. – С.С.С.Р..
Время шло и после запрета культуризма в 1973 году ситуация не улучшалась. Основываясь на приказ Госкомспорта С.С.С.Р. (U.S.S.R. Goskomsport, Госкомспорт С.С.С.Р.) республиканские власти тоже культуристам «затягивали петлю на шеях». Культуризм преследовался, клубы закрывались, а сами культуристы часто приравнивались к криминальным преступникам. Культуристы сталкивались с проблемами на рабочих местах. Многие организаторы и культуристы оставили спортивную деятельность. Распался и самоустранился в 1968 году учреждённый в Каунасе (Литовская ССР) весь «общественный комитет С.С.С.Р. по культуризму». Например, ленинградец ВЛАДИМИР ДУБИНИН (Vladimir Dubinin) покинул спорт на тринадцать лет и изолировался от контактов со всеми соратниками по спорту. Кто в такое время мог осмелиться проводить соревнования?
Однако такие нашлись, рискнули. Редкие энтузиасты продолжали работать «подпольно», тренироваться и без публики проводить нелегальные соревнования. Соревнования проводились по с 1959 года устоявшимся традициям международной федерации Ф.И.Х.Ц. – позирование пряталось за силовыми упражнениями. 
Таким образом, в 1977 году оставшиеся культуристы С.С.С.Р. дождались нового строгого приказа министра спорта С.С.С.Р. (Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров С.С.С.Р.). Положение казалось катастрофическим.
ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО ПЕТИЦИИ ДР. Э.ДАУБАРАСА?
В 1973 году состоявшийся запрет культуризма заставил покинуть эту деятельность большинство организаторов, тренеров и спортсменов С.С.С.Р.. Из тех, кто ещё как то продолжал работать, ни один не поддержал инициативы Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА (DSc. Edmundas Daubaras) в борьбе за выживание спорта. Все боялись противостоять режиму, все боялись преследований. Именуемый «секретарь федерации культуризма С.С.С.Р.» литовец РОМАНАС КАЛИНАУСКАС (Romanas Kalinauskas) по этому поводу Др. ЭДМУНДАСУ ДАУБАРАСУ сказал: «всё, что ты делаешь – твоя инициатива, твои персональные риски. Я своим пратийным билетом рисковать не буду. Случись что плохого, мы с тобой не имели ничего общего и даже ничего не знали».
Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС, под впечатлениями недавних встреч с чехословацкими культуристами и президентом Национальной федерации культуризма Ч.С.С.Р. ВОЙТЕХОМ ФИАЛОЙ (Vojtech Fiala), был полон желания менять ситуацию. «Если чехословаки во время запрета культуризма смогли продолжить тренировки и даже проводить соревнования, разве мы не сможем? Надо только искать выход».
Как мы упоминали выше, автором большинства негативных статей о культуризме был, в прошлом известный тяжелоатлет Р.С.Ф.С.Р., журналист ДМИТРИЙ ИВАНО (Dmitrij Ivanov). В статьях центральной прессы С.С.С.Р. он всегда основывался на приказ Госкомспорта С.С.С.Р. (U.S.S.R. Ministry of Sport) от 5 января 1973 года о запрете культуризма. Др. ЭДМУНДАСУ ДАУБАРАСУ было интересно узнать, кто и что стоит за журналистом.
Только начавшаяся переписка Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА с ДМИТРИЕМ ИВАНОВЫМ неожиданно была прервана.  5 декабра 1977 года министр спорта С.С.С.Р. (Госкомспорт С.С.С.Р., председатель Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров С.С.С.Р, U.S.S.R. Minister of Sport Mr. PAVLOV) С.П.ПАВЛОВ издал приказ Но. 1229. В приказе подчёркивалось, что, несмотря на запрет культуризма в 1973 году, в ряде мест С.С.С.Р. продолжаются подпольные занятия культуризмом, даже соревнования проводятся. Необходимо уcилить контроль за культуристами. Министр уполномочил В.Н.И.И.Ф.К. (Всесоюзный научно исследовательский институт физической культуры, (V.N.I.I.F.K., U.S.S.R. Scientific Institute of the Research of the Phisycal Culture) разработать методические рекомендации для занятий культуризмом, которые бы соответствовали критериям Госкомспорта C.C.C.P.. Контроль за исполнением приказа был поручен председателю Главного управления физического воспитания населения (Department to Rule Phisycal Involvmernt of Cityzen) Л.В.ИВАНОВУ (Mr. Ivanov).
Сразу после нового приказа министра спорта С.С.С.Р. подобные приказы были изданы и в Союзных Республиках.  В декабре 1977 года Комитет спорта при Совете Министров Литовской ССР (Lietuvos TSR sporto komitetas prie Lietuvos TSR Ministrų Tarybos) за подписью вице министра АЛЬГИМАНТАСА КУКШТЫ (Algimantas Kuksta) продублировал приказ С.П.ПАВЛОВА.
При таких обстоятельствах Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС начал прямую переписку с Госкомспортом С.С.С.Р.. В своём письме Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС предложил организовать встерчу руководителей Госкомспорта С.С.С.Р. с активными культуристами, чтобы вместе обсудить создавшееся положение. Скоро Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС получил ответ  Заместителя председателя министерства спорта С.С.С.Р. В.А.ИВОНИНА (Deputy Minister of the U.S.S.R. Ministry of Sport Mr.IVONIN). В своём письме В.А.ИВОНИН отклонил предложение  Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА и подчеркнул твёрдую позицию министерства не только продолжить борьбу с культуризмом, но и ужесточить её. Пройдя все возможные  пути, Др. ЭДМУНДАСУ ДАУБАРАСУ не осталось другого выхода, как только обратиться выше – в Центральный Комитет Коммунистической партии С.С.С.Р. (ЦК К.П.С.С. С.С.С.Р., Central Committee of the U.S.S.R. Communist Party) и Совет Министров С.С.С.Р. (U.S.S.R. Ministry Council). 
ДР. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС ПОСЕТИЛ МИНИСТРА ЛИТОВСКОЙ ССР.
После нелёгких размышлений, Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС (DSc. Edmundas Daubaras) решился в Москву ехать.
Перед своей поездкой Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС нашёл возможность встретиться с министром спорта Литовской ССР (Lietuvos TSR Kūno kultūros sporto komiteto prie Lietuvos TSR Ministrų Tarybos pirmininkas) ЗИГМАСОМ МОТЕКАЙТИСОМ (Zigmas Motiekaitis, 1936 г. р.).
Во время встречи в министерствеоба обсудили петицию Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА и его план предоставить ей в Центральный Комитет Коммунистической партии С.С.С.Р. (Central Committee of the U.S.S.R. Communist Party) и в Совет Министров С.С.С.Р. (U.S.S.R. Ministry Council). Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС рассказал министру о вольностях по культуризму в Ч.С.С.Р. и Эстонской ССР (Czechoslovakian SSR, Estonian SSR)., однако министр утверждал, что для С.С.С.Р. это лишь исключение. Приказ министра спорта С.С.С.Р. о запрете культуризма – закон.
Министр ЗИГМАС МОТЕКАЙТИС посоветовал Др. ЭДМУНДАСУ ДАУБАРАСУ категорически в Москву не ехать и петицию в защиту культуризма не вручать – за это следовало неизбежное наказание.
ПЕТИЦИЯ ДР. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА В ЗАЩИТУ КУЛЬТУРИЗМА.
В 1977 году после приказа Но. 1229  Министра спорта СССР С.П.ПАВЛОВА (Председатель комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров С.С.С.Р. С.П.ПАВЛОВ, Minister of Sport of the U.S.S.R. S.P.Pavlov)  о ужесточении запрета культуризма последовали соответствующие приказы министерств спорта Союзных Республик. Положение казалось безвыходным. Тогда Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС (DSc. Edmundas Daubaras)  решился в защиту культуризма написать петицию и её предоставить в Центральный Комитет Коммунистической партии С.С.С.Р. (Central Committee of the U.S.S.R. Communist Party)  и в Совет Министров С.С.С.Р (U.S.S.R. Ministry Council).
Было страшновато, но желание остановить запрет спорта было больше. Таким образом Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС на тринадцати страницах петиции изложил свои аргументы.
Посылать почтой было нельзя – местными властями письма в высшие руководящие органы С.С.С.Р. блокировались и никогда до адресата не доходили. Надо было ехать в Москву и вручать петицию лично. Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС это и сделал. В приёмной ЦК КПСС С.С.С.Р. проблем не было, зато у здания Совета Министров С.С.С.Р. Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС был остановлен. Сотрудники К.Г.Б. (K.G.B.) его опросили, ознакомились с содержанием петиции и только тогда пропустили.
Краткое описание содержания петиции Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА:
Конечно, петиция была политизирована. Иначе её вообще бы не читали. Подчёркивая положительные стороны культуризма, Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС изложил положение дел культуризма в мире, социалистических странах и С.С.С.Р..
В петиции много внимания уделялось пунктам недавнего приказа министра спорта С.С.С.Р. и свежей статье «Излом» („Izlom“) журналиста газеты «Советский спорт» („Sovetskij Sport“) ДМИТРИЯ ИВАНОВА (Dmitrij Ivanov).
Обобщая петицию, для обсуждения пробем и принятия общих решений, Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС предлагал организовать общее собрание представителей министерства спорта С.С.С.Р., представителей В.Н.И.И.Ф.К. (Всесоюзный научно исследовательский институт физической культуры) и культуристов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕТИЦИИ ДР. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА В ЗАЩИТУ ЗАПРЕЩЁННОГО КУЛЬТУРИЗМА.
Итак, в 1978 году Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС (DSc. Edmundas Daubaras) лично отвёз петицию в защиту культуризма в Москву. Адреса такие: Центральный Комитет Коммунистической партии С.С.С.Р. (ЦК КПСС, Central Committee of the U.S.S.R. Communist Party) и Совет Министров С.С.С.Р. (U.S.S.R. Ministry Council). Вернувшись домой в Клайпеду (Литовская ССР), Др. ЭДМУНДАС ДАУБАРАС был в напряжённом ожидании. Что будет? Какие наказания последуют? Придётся лишиться работы? После двухнедельного перерыва в квартире Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА раздался телефонный звонок. Звонил руководитель отдела пропаганды ЦК КПСС. Представитель Москвы интересовался деталями петиции Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА. Через несколько дней он позвонил опять и снова уточнял позиции петиции Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА. Он только спрашивал и не говорил ничего конкретного.
Неожиданно домашний телефон Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА отключили и через рабочее место его пригласили в городской комитет Коммунистической Партии города Клайпеда. Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА принял первый секретарь горкома ИОНАС ГУРЕЦКАС (Chairman of the Department of the Communist Party of Klaipeda City JONAS GURECKAS). В беседе он выслушал собеседника о поездке Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА в Москву, о положении культуризма в мире, социалистических странах, Литовской ССР и городе Клайпеда. Тогда секретарь указал Др. ЭДМУНДАСУ ДАУБАРАСУ больше в Москву не звонить и не тревожить высокие чины. Он сказал, что даёт разрешение в Клайпеде проводить соревнования по культуризму. Спортсменам было разрешено тренироваться, но только в клубах под присмотром городского комитета спорта. В эти слова трудно было поверить. Это была победа! Победа международного культуризма, победа советского спорта. Петиция Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА подняла вопрос культуризма на самом высоком уровне социалистического мира – и вот итог! Культуризм в С.С.С.Р. дальше оставался поз запретом, в социалистических странах продолжалось притеснение культуристов, а в литовской Клайпеде разрешили не только открыто тренироваться, но и соревнования проводить.
В 2011 году во время официального визита президента Всемирной федерации В.Ф.Ф. – В.Б.Б.Ф. Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА в Ватикан, состоялись встречи и беседы. Познакомившись с историей «Янтарного приза» («Gintarinis prizas“, „Amber Prix International“, 1968 – 2023 г.),  Конгрегат Префект  Кардинал ИОЗЕФ ТОМКО (Vatican Congregat Perfect J. Em. JOZEF KARDINAL TOMKO) признал деятельность Др. ЭДМУНДАСА ДАУБАРАСА диссидентской по отношению к коммунистическому режиму и его наградил медалью Понтифика Ватикана БЕНЕДИКТА XVI-ого (Medaglia Ufficiale di Pontificato di Sua Santita Benedetto XVI, Headquarters State Vatican, Cita del Vaticano, March 29, 2011)ю однако, об этом поговорим позже.
Скоро об этом напишем в продолжении статьи.
ИНФОРМАЦИЯ.
Более подробная информация на глобальном международном интернет сайте www.wff.lt, читайте форум. Так же информацию найдёте на международных страницах интернет сети «Фейсбук»: W.F.F. – W.B.B.F. International, W.F.F. – W.B.B.F. North America, W.F.F. – W.B.B.F. South America, W.F.F. – W.B.B.F. Asia, W.F.F. – W.B.B.F. Europe, W.F.F. – W.B.B.F. Africa, W.F.F. – W.B.B.F. Asia Continental Federation, International Sport University (I.S.U., www.isuniversity.lt), W.F.F. – W.B.B.F. Pro Division, W.P.S.F. World Power Sports Federation.


Attached Files Thumbnail(s)
                   
Reply


Messages In This Thread
RE: Старейший в мире международный турнир культуризма "Янтарный приз" - by Edita Sendriene WFF - 05-04-2023, 07:28 AM

Forum Jump:


Users browsing this thread: 68 Guest(s)